Сегодня, 8 ноября, решением Арбитражного суда Волгоградской области АО «ВМК «Красный Октябрь» признано банкротом. Как сообщает РИАЦ, в отношении компании введена процедура конкурсного наблюдения на полгода.
Решение, как видим, краткое, чёткое, недвусмысленное. Констатирующее, что предприятие со 120-летней историей, когда-то бывшее гордостью Царицына-Сталинграда-Волгограда, может войти в крутое пике, и требуются чрезвычайные усилия, чтобы удержать и выровнять его в полёте. А там и снова набрать высоту.
Но как, почему стало возможно такое? Неужто уже никому не нужна уникальная продукция нашего завода? Нет, нужна. Статистика утверждает, что нержавеющие стали, выходящие из цехов «Красного Октября», занимают около трети российского рынка и неплохо идут за рубеж.
Раз так, значит, не перевелись на заводе и мастера-металлурги, профессионалы в высшем смысле этого слова. Будем называть комбинат привычно заводом. Но иметь в виду — комбинат.
Так в чём же дело? Почему большая светлая дорога, по которой бодрым локомотивом нёсся «Красный Октябрь», сегодня завела в тупик?
Есть верное русское наблюдение: рыба гниёт с головы. Как раз про нынешнюю ситуацию, в которую влип заслуженный завод. Вокруг «Красного Октября» последние три года змеится какой-то трудно понимаемый нормальным человеком парадокс, инициируемый как раз головой.
Знаете, кто выступает основным зачинщиком банкротства «Красного Октября»? Официально – швейцарская компания Red October International S.A. Её единственным акционером является господин Дмитрий Герасименко, в прошлом – украинский спортсмен, затем вдруг – олигарх, заочно арестованный решениями российских судов. Находящийся в международном розыске и последние два года нашедший приют в Швейцарии.
Между прочим, ему же принадлежит и завод «Красный Октябрь». И разыскивают его по подозрению в хищении кредита на 65 млн долларов, а также в незаконном выводе заводских активов за рубеж в сумме 6,2 млрд рублей.
Понятно, что господин или, вернее, пан Герасименко объясняет все обвинения зряшными нападками, желанием отобрать завод и прочей ерундистикой. А потому пустился во все тяжкие, стремясь любой ценой насолить власти, не желающей плясать гопака под его дудку. Это, к примеру, подтверждает и бывший директор завода Валерий Явецкий.
Дело в том, что завод должен выполнить стратегический оборонный заказ российского государства, который может оказаться под угрозой срыва. Как же упустить возможность насолить России, попытаться пугнуть ультиматумами? Да это ещё полбеды: вряд ли обороноспособность державы пострадает от действий, как говорят, богатенького Буратино – выход будет найден.
Кстати сказать, благодаря вмешательству федерального центра (Минпромторга России, коллегии ВПК, госкорпорации «Росатом» и других ведомств), а также взаимодействию руководства региона с силовыми, правоохранительными и надзорными структурами, ситуацию на оборонном заводе удалось переломить. С 3 сентября на АО «ВМЗ «Красный Октябрь» восстановлен рабочий процесс. Сегодня на предприятии трудятся более 400 человек, погашена задолженность по заработной плате за июнь-август 2018 года, уже выплачен аванс за сентябрь.
Важно, что на заводе сохранены производственные мощности и численность персонала, позволяющие исполнять обязательства по гособоронзаказу. Идёт ремонт основного технологического оборудования, восстанавливается подача коммунальных ресурсов на площадку. Руководством предприятия формируется портфель заказов на период 2018-2020 года, рассматриваются предложения по выпуску новых видов продукции.
Действия Герасименко могут привести к тому, что пострадают сотни людей, благополучие которых полностью зависит от заработной платы на работающем заводе.
Но – что беглому пану люди?
Он и банкротства добивался не просто так. Его компания выдвинула в конкурсные управляющие свою кандидатуру. Но тут уж суд встал намертво. Как пояснил РИАЦ член Адвокатской палаты Волгоградской области Алексей Винокуров, «по закону, если бы других должников не оказалось, то на назначение конкурсного управляющего могли повлиять зависимые от Герасименко структуры. Однако на сегодняшнем заседании арбитражного суда были
приняты требования к акционерному обществу и от других кредиторов, был рассмотрен вопрос аффилированности заявителя компаний к «Красному Октябрю» и Герасименко. Поэтому суд назначил конкурсного управляющего методом случайной выборки».
Номер не прошёл, но, без сомнения, попытки повлиять на процесс со стороны иноземных мистеров твистеров продолжатся. И потому, нужны реальные механизмы, способные остановить вымывание денежных средств из России. Необходимы эффективные рычаги воздействия на заграничных владельцев российских предприятий. Они – владельцы – должны согласовывать свои действия с интересами, в первую очередь, наших людей.
Об этом неоднократно говорил и продолжает говорить губернатор Андрей Бочаров. И нынешняя непростая ситуация вокруг завода «Красный Октябрь» лишний раз подтверждает данную необходимость.