24 марта в Волгограде в музее-заповеднике «Старая Сарепта» для посетителей открыли подземелье в «Доме богатого колониста». Накануне журналистов познакомили с 250-летней истерий подвалов, которые являются частью подземных ходов братства гернгутеров, сообщает РИАЦ.
Охваченная «сетью»
В 1765 году по приглашению российской императрицы Екатерины II для освоения новых южных земель России был приглашены гернгутеры, которые в 1722 году образовали свою религиозную общину в городе Гернгут в саксонском округе Гёрлиц, на южном склоне Хутсберга. Они были христианами, потомками Моравских и Чешских братьев, которые покинули свою родину после подавления Гуситской революции. Посланники Братского союза в Астраханской губернии на реке Сарпе основали колонию Сарепта. Название было взято из Библии и символизировало беззаветную веру в Бога и дарованное за это изобилие. Первой постройкой гернгутеров была кирха. Ее возвели в 1772 году. Поселение имело крестообразную планировку, его центр и кладбище были оформлены в виде цветущего райского сада. Таким образом, гернгутер жил на земле в «Граде Небесном», а уходя в мир иной, попадал прямо к престолу Иисуса Христа.
Гернгутеры согласились на переселение при условии, что им будет предоставлена возможность заниматься миссионерской деятельностью — нести диким народам Слово Божье. На тот момент в степях Нижнего Поволжья коренным населением были калмыки, которые уже исповедовали буддизм. Свою миссию по христианизации гернгутеры не выполнили, зато оставили после себя город с развитой инфрструктурой.
— Времена тогда были не спокойные: в степях кочевали не только калмыки, но и татарские племена, киргизы, встречались вольные люди и разбойники, — рассказывает начальник отдела этнокультурных связей музея-заповедника «Старая Сарепта» Дмитрий Рвачёв. — Первоочередной задачей для поселенцев стало укрепление обороны и безопасность. Для этих целей была предусмотрена сеть подземных переходов, которая не просто соединяла дома между собой или подвалы, это были большие магистрали со своими отводами. Она была очень развита, по некоторым данным под землей могла проехать телега: ширина проема достигала 4 метров и 3 метров в высоту. В моменты опасности в подземельях могли даже проходить, например, траурные процессии.
Подземные переходы были изначально заложены в проект архитектурного комплекса: сначала рылись котлованы, затем они накрывались парубком с красным кирпичом, а уже потом на этом месте появлялся фундамент для будущего дома. Под каждым домом находился подвал, причём подвалы были разной величины и предназначались для разных целей. Все они между собой соединялись подземными переходами. Кстати, подземные переходы — особенность всей архитектуры Европы 17-18 веков. Они были показателем нестабильного во всех отношениях времени.
Кроме этого, поселок был обнесен валом, построено 6 редутов. Поскольку братья гернгутеры были пацифистами, охранял Сарепту гарнизон из Царицына.
— Сейчас мы находимся в подвале так называемого «Доме богатого колониста», — продолжает экскурсию Дмитрий Рвачёв. — Стены этого здания, как и всех домов поселения, выполнены из бутового камня и в некоторых местах достигают толщины 1 метра, что позволяет сохранять в подвальном помещении стабильно низкую температуру, которая держится приблизительно на одном и том же уровне зимой и летом. Потолок выложен красным кирпичом необычной кладкой. Этот дом был построен на двух хозяев. Здесь два входа и два подвала, каждый из которых имел свою функцию: слева находилась мастерская, справа хранились продукты. Примерно через 80 лет после постройки дом перешел во владение зажиточной семьи. На сегодняшний день не сохранилось данных, кто был хозяином этого дома и что с ним стало в дальнейшем.
Для туристов доступны ещё шесть подвалов сарептских зданий: «Дом холостых братьев», «Дом колониста», «Дом пастора», «Дом сарептского аптекаря», «Торговый дом Гольдбаха» и «Дом Гличей».
По словам Дмитрия Рвачёва, особенностью всех подвальных помещений являются так называемые ниши. Есть две версии их назначения: по первой они предназначены для так называемых встроенных немецких шкафов, в которых хранилась всяческая домашняя утварь. По второй: эти ниши были выходами в сеть подземелий. Есть версия, что через них в любой дом мог прийти пастор, чтобы посмотреть, чем занимается его паства, соблюдает ли она все устои общества, в котором живёт.
К сожалению, в настоящее время все ниши замурованы, узнать, что находится за ними не представляется возможным, — с нескрываемым разочарованием говорит Дмтрий Рвачёв. — По воспоминаниям первого директора музея-заповедника Петра Попова, несколько входов в подземелья сохранились до начала 90-ых годов прошлого века. Но из-за новых застроек вокруг архитектурного комплекса они были утеряны.
К слову, впервые жители Сарепты предприняли первую попытку закрыть доступ в свои подземелья в 1774 году во время бунта Емельяна Пугачева. Тогда Лжедмитрий дошёл до Нижнего Поволжья. Гернгуты решили оставить поселение, все, что не смогли взять с собой, они спрятали в подземельях, а входы замуровали. Тем не менее это не помешало бунтарям разорить Сарепту.
Со временем, когда для поселенцев перестала существовать внешняя угроза, когда появилась частная собственность и люди стали жить более обособленно, необходимость в сети переходов исчезла — в подвалах домов начали закладывать выходы в подземелья.
Оазис среди степей
Надо сказать, что Сарепта за сравнительно короткий срок стала одним из экономических, промышленных и культурных центров Нижнего Поволжья. Сарептяне внесли значительный вклад в развитие экономики края и России в целом. Сарепту называли и «Оазисом среди степей» и « Альпийским островком». С момента основания на территории поселения появилось несколько заводов, сады, виноградники, бахчи. Колония производила лучшие в округе продукты питания. Сарептское арбузное пиво рекомендовали даже беременным женщинам. Помимо масла и горчицы, принесшими известность поселению не только в России, но и за ее пределами, здесь выращивали табак и крутили сигары.
— По воспоминаниям некоторых известных писателей и поэтов, побывавших в этих краях, сарептские сигары ни чуть не уступали по качеству североамериканским, — с гордостью говорит Дмитрий Рвачев.
Сарепта зарекомендовала себя как один из лучших курортов царской империи, она прославилась своими грязевыми ваннами и минеральными источниками. На курорте лечились и отдыхали представители многих русских аристократических фамилий XVIII века.
Здесь впервые в России появился общественный водопровод.
На территории колонии проживало не более 500-600 человек. Стабильную численность населения удавалось сохранить также благодаря определенным устоям и традициям. Например, браки между поселенцами заключались по жребию, поскольку считалось, что жребием руководит рука самого Господа. В 14 лет молодые люди и девушки покидали отчий дом и поселялись в общежития, где учились, приобретали профессии и работали на благо общины. Чтобы вступить во взрослую жизнь, они проходили обряд конфирмации.
Как и первые христиане, гернгутеры проповедовали аскетизм, трудолюбие и милосердие. За время существования поселения на его территории не было зарегистрировано ни одного уголовного преступления.
Процветала Сарепта вплоть до начала 20 века. После первой мировой войны жизнь здесь начала постепенно угасать, большинство гернгутеров-колонистов покинули поселение. После революции часть немцев эмигрировало. Уже в советское время многие из тех, кто остался, были сосланы в Казахстан и Сибирь во время репрессий.
Возрождение Старой Сарепты
После революции Сарепта стала называться Красноармейск. Многие здания утратили свое первоначальное предназначение.
— С 1918 года все здания поселения использовалась совершенно в различных целях, — продолжает свой рассказ Дмитрий Рвачёв. — Здесь располагались школа, органы НКВД и ЧК. Во время Великой Отечественной войны здесь находились госпитали и бомбоубежище. После 1945 года — снова школа, филиал ДОСААФ, различные магазины, в кирхе располагались склады и кинотеатр «Гвардеец».
До 1989 года архитектурному комплексу не предавалось никакого исторического значения. Усилиями небольшой группы историков и просто неравнодушных граждан постановлением Совет Министров РФ в сентябре 1990 года на этой территории был создан огромный музей. С этого момента начинается новый виток в истории возрождения Сарепты.
Сегодня это крупный культурный, туристический, научно-исследовательский и методический центр Волгограда, расположенный на площади 7,1 га, который включает 27 строений, из которых 23 — федеральные памятники XVIII – ХIХ веков. Для посетителей, кроме традиционных экскурсий, мастер-классов и фестивалей, проходят увлекательные квесты и ночные экскурсии. Здесь работают гостиница, кафе с сарептской кухней, а также самая большая в регионе немецкая библиотека. Открыты 8 постоянных экспозиций, включая виртуальное представительство Музея истории религии (Санкт-Петербург). Организовано 11 квестов и 14 программ. За прошлый год «Старую Сарепту» посетили 213 тысяч экскурсантов.
Располагая высоким научным потенциалом и квалифицированными кадрами, музей сохраняет, изучает и популяризирует материальное и духовное наследие народов Нижнего Поволжья.
Легенды и мифы гернгутеров
Несмотря на то, что братство гернгутеров было очень религиозным, их жизнь окутана множество мифов и легенд. Одной из самых известных является история о Белой невесте.
— Некогда в поселение жил пивовар Краутвуфт, — рассказывает Дмитрий Рвачёв. — И была у него любимая дочь. Девушка собралась замуж, но неожиданно накануне своей свадьба умерла. Безутешный отец не знал, как ему дальше поступить с телом своей дочери. Но в конце-концов он решил похоронить её не на кладбище, а в склепе, который он устроил в одном из подземелий. В гроб он положил все её приданное — 25 килограмм золота и драгоценных камней. Вход в усыпальницу отец закрыл большой железной дверью. По легенде, на входе он поставил механического рыцаря, который своим копьем должен был протыкать любого, кто хотел нарушить покой усопшей дочери.
Кстати, якобы, даже существуют задокументированные свидетельства мужчины, бабушка которого служила экономкой в доме Краутвуфта. По её словам, она лично положила клад в гроб с телом девушки. С тех пор многие пытаются отыскать сокровища, но пока никому это еще не удалось. Зато призрак Белой невесты можно иногда увидеть, блуждающим по подземельям Старой Сарепты.
Другие мифы родились уже во время Советской власти. Ни для кого не секрет, что в годы её становления в подвале «Дома Пастора» располагалась тюрьма и Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете народных комиссаров. Много легенд связано именно с теми людьми, которые были расстреляны в застенках. Но это уже другая история…
— В эту субботу, 24 марта, у нас своеобразная премьера — мы впервые открываем для посещения подвалы «Дома богатого колониста». Это событие станет частью экскурсионной программы «Подземелья Старой Сарепты», во время которой посетители музея-заповедника смогут открыть тайны сарептских подвалов, своими глазами увидеть уникальные подземелья екатерининской эпохи, услышать рассказы об именитых сарептянах и как наяву представить себе первозданную архитектуру и внутреннее убранство зданий XVIII века, — пригласил всех желающих Дмитрий Рвачёв.