История борьбы с немецкими захватчиками в годы Великой Отечественной войны изобилует фактами беззаветного героизма защитников Отечества, патриотов своей необъятной, многонациональной Родины — СССР. Однако эта история, несмотря что проводилась и проводится большая поисковая работа, имеет много «белых пятен».
Одной из неизвестных страниц был до недавнего времени групповой подвиг разведчиков 76-й Армянской стрелковой дивизии. Дивизия им. К. Е. Ворошилова — одно из старейших формирований Красной Армии, созданная по инициативе В. И. Ленина 6 декабря 1920 года (в то время она называлась 76-я стрелковая дивизия). С первых своих дней она вела борьбу за установление Советской власти в Закавказье.
76-я ордена Боевого Красного Знамени горнострелковая дивизия им. К. Е. Ворошилова была сформирована на территории Азербайджанской ССР на базе так называемого армянского полка. Полк, сформированный из бакинских рабочих, по сути, был интернациональным.
В 1935 году за достигнутые успехи дивизии присвоено имя маршала Климента Ефремовича Ворошилова, а в 1936 году она награждена орденом Красного Знамени.
С первых дней борьбы с фашистскими захватчиками личный состав проявил стойкость, мужество, героизм, участвуя в обороне наших южных границ, Сталинградской и Курской битвах, операции «Багратион», разгроме Курляндской группировки противника в Прибалтике – таков боевой путь дивизии.
В знаменательные ноябрьские дни Сталинградского сражения 76-я дивизия в составе Юго-Западного фронта вошла в ударную группировку армии по прорыву позиций противника на своем направлении. Дивизия действовала слаженно и мужественно на всех участках наступления.
23 ноября 1942 г. за проявленные в боях с гитлеровскими захватчиками стойкость, мужество и героизм приказом Народного Комиссара Обороны СССР № 375 76-я стрелковая дивизия была преобразована в 51-ю гвардейскую стрелковую. Это была первая гвардейская дивизия 21-й Армии. В конце месяца ее командир Н. Т. Таваркиладзе получил звание генерал-майора.
Осенью 1942 года Краснознамённая 51-я гв. дивизия занимала оборону на левом берегу Дона. Планом контрнаступления 21-й армии отводилась решающая роль. Она должна была совместно с 57-й армией Сталинградского фронта замк-нуть кольцо окружения немецкой группировки в районе Сталинграда.
51-я гв. дивизия перед большим наступлением должна была захватить плацдарм в районе Песковатки.
Вот что писал в своей книге «Были такие дни» бывший командир этой дивизии генерал-майор Н. Т. Таварткиладзе, который был непосредственным организатором боёв в районе Песковатки: «Песковатка была сильно укреплена немцами. Расположенные на высотах огневые точки фашистов не давали возможности приблизиться к селу.
Чтобы захватить Песковатку, надо было обязательно форсировать излучину Дона. Эта задача была наиболее трудной. До нас многие советские части уже пытались форсировать в этом месте Дон, но все попытки оказались безуспешными. Теперь наступила наша очередь. Мы тщательно изучили причины неудач наших предшественников и пришли к выводу, что успех обеспечит только внезапность.
Осуществить наш замысел удалось не сразу: враг проявлял чрезвычайную бдительность.
Разведывательной группе, состоявшей из добровольцев, предстояло выступить ночью, чтобы к пяти часам утра быть у объекта атаки. Взрыв огневой точки должен был послужить сигналом к началу форсирования Дона.
Простившись с разведчиками, я пожелал им успеха. И вот отважные люди скрылись в ночной мгле. Наступила звенящая тишина…
Четыре часа утра. Затаив дыхание, ждём сигнала, чтобы начать переправу. Минуты тянутся медленно. Наконец, стрелки часов приблизились к пяти. Наше ожидание накалилось до предела. Вдруг тишину вспорола пулемётная очередь, за ней другая, третья … Загрохотали миномёты, ухнули орудия, началась беспорядочная стрельба.
В эту минуту взвилась в воздух ракета—сигнал разведчиков. Готовые к операции части двинулись вперёд, начали форсировать реку. Но что это? С правого фланга по-прежнему ведётся стрельба. Вскоре она стихла. Это удивило всех: опасная огневая точка была взорвана: огонь прекратился.
В горячке боя гадать некогда. Лавиной обрушились бойцы на вражеские дзоты, на врытые в землю танки. Фашисты в панике выскакивали из укреплений и падали под пулями и взрывами гранат…
Мы поспешили к огневой точке на правом фланге противника, которая прекратила огонь, не будучи взорванной. Что же здесь произошло? То, что мы увидели, глубоко взволновало и потрясло нас. У чёрных глазниц амбразур лежали наши павшие товарищи. Воображение дорисовало то, что здесь произошло.
Во имя победы, во имя спасения сотен жизней боевых друзей герои пожертвовали без колебания собой. Память об этих смелых, самоотверженных людях, посмертно награждённых, навсегда останется в наших сердцах. Вот их имена:
1. Рядовой Армаз Асатурович Саркисов
2. Командир отделения Шалва Иванович Кикалейшвили
3. Разведчик Ованес Мартиросович Оганесян
4. Рядовой Ахмед Алиевич Бабаев
5. Рядовой Виктор Семёнович Сахарадзе
6. Командир отделения Ахмед Алиевич Гамбабедов
Им обязаны своим освобождением жители Песковатки, а дивизия тем, что без больших потерь форсировала Дон и овладела важным пунктом на пути к Сталинграду…
За этот подвиг отважным разведчикам посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза».
Но ошибся комдив. Может быть, он и представил к званиям героя Советского Союза, но они не стали ими фактически, бойцов даже ничем не наградили, хотя совершённый ими подвиг, несомненно, достоин этого высокого звания воинской доблести. Почему им не присвоили это звание, уже не скажет никто. Где, в каких инстанциях затерялись представления на отважных солдат — тайна. О факте совершения подвига группой бойцов 51-й гвардейской дивизии свидетельствует лично командир дивизии.
В книге А. М. Самсонова «Сталинградская битва» подтверждается то, что в течение 28-30 ноября 1942 года войска 21 армии овладели сильно укреплённым узлом противника в районе Песковатки, в то время как на других участках враг продолжал удерживать занимаемые рубежи. Не ценой ли шести отважных разведчиков был обеспечен успех?
Надо отдать должное уровню воспитательной работы в 51-й гв. стр. дивизии. Здесь воспитывались настоящие патриоты. За период Великой Отечественной войны 10 её воинов (считая шестерых разведчиков) совершили бессмертный групповой подвиг самопожертвования — закрыли своими телами амбразуры вражеских дзотов.
Что же вело советских воинов на подвиг, что рождало их массовый героизм?
Они понимали, идя сознательно на смерть, что после войны их семьи будут бедствовать без кормильцев, что их жёнам будет трудно растить детей, но неотвратимое стремление заставить замолчать вражеский пулемёт в критические минуты боя, опасение за возможный срыв боевой задачи брали верх над будущими житейскими проблемами. Они жили настоящим днём и, пока шла война, главным для себя считали победу над врагом.
Пожертвовать собой в бою могут только те, кто любит своё Отечество, кто готов стоять за него насмерть, готов выполнить свой воинский долг до конца и даже ценой собственной жизни. В этом сила духа нации, ведущей войну с захватчиками. Без храброго солдата, мужественного офицера победа не возможна. А к Великой Победе 1945 года наша страна пришла именно благодаря массовому героизму наших воинов, среди которых яркими звёздами вспыхивали отдельные жертвенные подвиги, совершённые лучшими представителями наших народов.
Россия никогда не будет никем побеждена, пока у неё есть такие защитники. Без патриотизма победы, тем более Великой, на войне не бывает.
29 ноября 2017 года в честь 75-й годовщины освобождения хутора Песковатка от немецко-фашистских захватчиков и в честь подвига отважных разведчиков, на гранитном обелиске памятника воинам советским воинам, погибшим за хутор, установлен памятный знак с именами героев.
Память о самоотверженном подвиге разведчиков 51-й гв. дивизии навсегда останется в сердцах благодарных песковатцев, а святые их имена навечно вписаны в историю Сталинградской битвы.
Благодарим за предоставление информации Песковатское отделение Городищенского историко-краеведческого музея.