В этом году в сфере образования района грядут изменения. Школам и дошкольным учреждениям предстоит пережить процесс оптимизации, а отдельные образовательные учреждения дополнят учебные планы новыми предметами.
Нововведения затронут школу Новорогачинского городского поселения. Хотя эти преобразования, скорее, не новое, а «хорошо забытое старое». Когда-то курсы подготовки трактористов были чуть ли не в каждой сельской школе. По словам начальника отдела образования администрации района Светланы РАССАДНИКОВОЙ, возрождение системы подготовки учащихся по специальности «тракторист-машинист» решено начать с Нового Рогачика.
— В прежние времена у каждой школы был свой участок и сельхозтехника, — пояснила она. — Позже традиция подготовки учащихся по сельскохозяйственным специальностям была утеряна. Глава района поручил отделу возродить эту практику на базе новорогачинской школы. Это позволит решить и проблему занятости, и восполнения потребности сел в квалифицированных кадрах.
Сегодня опытные трактористы востребованы во многих хозяйствах района. Возраст большинства механизаторов приближается к пенсионному, а молодежь не осваивает сельхозтехнику по объективным причинам — в районе практически не осталось соответствующих курсов. Для обучения и сдачи экзаменов по этой специальности нужно ехать за сотни километров. Понятно, что при таком информационном вакууме и отсутствии материально-технической базы о подготовке достойной смены и восполнении потребности в специалистах говорить не приходится. Да и рабочим профессиям еще предстоит вернуть престиж. Пока, по инерции, родители и дети ориентированы на такие специальности как экономист, юрист и т.д.
Между тем, в районе есть примеры грамотного подхода к отбору и подготовке специалистов. В хозяйстве новорогачинского фермера Дмитрия Телитченко немало местных жителей, в том числе молодежи. Есть люди, получившее высшее сельскохозяйственное образование и вновь вернувшиеся за штурвал комбайна. Коллектив и руководитель работают в атмосфере доверия, заинтересованности в конечном результате и развитии сельхозпредприятия. Хозяйство отличает эффективность, высокие показатели, отсутствие текучести кадров, достойные заработки, стремление к внедрению механизации и новых агротехнологий.
В том, что здесь решили работать с «опорой на собственные силы» — заслуга руководителя, обладающего достаточными знаниями в агросфере и способного видеть перспективу. Но большинство аграриев понимают, что за счет энтузиазма или эрудиции отдельных фермеров проблему не решить — необходим системный подход. Инициаторы возрождения обучающих курсов в Новом Рогачике надеются, что это только первый шаг.
В рамках предмета «Технология» в новорогачинской школе с сентября идет обучение старшеклассников теории вождения. С апреля вместе с преподавателем учащиеся по определенному графику будут выезжать на практические занятия в Волгоградский аграрный университет. Занятия планируется проводить включительно по октябрь. В перспективе в районе планируют организовать собственный трактородром, пригласить преподавателей и включить в эту работу другие школы района. По окончании курсов и сдачи экзамена учащимся будет выдано удостоверение трактористов-машинистов, а по достижении 18 лет они получат права.
Другое ключевое изменение в жизни общеобразовательных учреждений — оптимизация, в результате которой из штатных расписаний школ должны уйти непрофильные специальности. Это бухгалтера и технический персонал — дворники, технички, котельщики, водители и повара. В штате школ останутся только педагогические работники, представители всех остальных профессий фактически будут работать на том же месте, а числиться в новом учреждении. Содержание этих штатных единиц станет прерогативой районной администрации. Процесс этот уже затронул и область, и город. Городищенский район оставался в числе четырех районов области, где эти преобразования еще не прошли.
— В сельских школах останутся на своих рабочих местах технички, дворники, котельщики, водители, — прокомментировала Светлана Рассадникова. — Но документы по новому учреждению уже разрабатываются. Оно будет зарегистрировано до 1 марта. Вся бухгалтерия будет централизованной. Сегодняшнее МКУ «Образование» будет преобразовано в Центр методического, бухгалтерского и технического обеспечения. На первом этапе оптимизации у нас сократят должности бухгалтеров в детсадах и учреждениях дополнительного образования, во второй половине года — в школах. Большинство бухгалтеров мы пригласим работать в новое учреждение.
По словам начальника отдела образования, один из вопросов, поднимавшихся на родительских собраниях, — оплата за детсад. Часть родителей сможет оплачивать услуги по банковской карте, для других, живущих, например, в Песковатке или Вертячем, будут определены дни приезда кассира. В отделе образования учтут все пожелания родителей и определят наиболее оптимальный вариант.