Городищенское товарищество делится опытом.
В райцентре, где ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве давно не лучшим образом отражается на состоянии многоквартирных домов, в прошлом году было создано сразу два товарищества собственников не в новостройках. Одно из них — ТСН «Доверие» — взялось за наведение порядка в трех пятиэтажках. Какой пример готовы показать соседям жители этих домов, об этом мы сегодня побеседуем с его основателями.
Решение о создании товарищества «Доверие» было принято 27 августа 2015 года общим собранием собственников многоквартирных домов: № 6 на площади 40 лет Сталинградской битвы, № 11 А и 11 Б по улице Маршала Чуйкова.
Как решились?
— Вопрос несколько лет витал — как сохранить недвижимость и увидеть реальное использование средств жильцов. Нина Анатольевна Селезнева, собственница, еще года три назад предлагала заняться нашим домом, — рассказывает председатель ТСН Галина Ханжина. — Я работала в городе: уезжала рано, приезжала поздно. Капитальный ремонт дома мимо меня прошел, а сегодняшними глазами когда смотрим на него, все бы по-другому сделали. Нужен хозяйский подход.
— В прошлом году к нам пришли из администрации поселка и сказали, чтобы мы определялись, будем в УК или создадим ТСЖ, ТСН, — продолжает Надежда Михайловна Анофрикова, которую многие величают не иначе как «начальник штаба». — Была возможность сменить управляющую компанию, мы поинтересовались, сколько же стоит у городских компаний ремонт и содержание жилья? У нас действовал тариф — 11 рублей 68 копеек, у них — доходил до 27 рублей. Тогда ребята, которые давно думали о создании ТСН, сказали: «Давайте!» Я молодежи предложила: чем могу — помогу, с документами, например.
Начинаем с нуля
Простого решения, понятно, недостаточно для такого серьезного дела. Необходимо соблюсти закон и процедуру, которая, к слову, способна подавить подобное желание.
— Во-первых, собрание, чтобы узнать мнение соседей, «за» они или «против», — перечисляет, Галина Григорьевна, буквально загибая пальцы. — Во-вторых, организовать общее собрание собственников, которое проводится с обязательным уведомлением жильцов под роспись. В-третьих, само общее собрание с определенной повесткой, которое начинается с регистрации собственников. Далее работа с уже подготовленными инициаторами собрания бюллетенями для голосования. При этом, такое собрание имеет кворум, если приняли участие собственники, обладающие более чем половиной голосов от общего их числа. Иначе — неправомочно. Все было соблюдено, и жители проголосовали за ТСН, поэтому дальше мы стали собирать правоустанавливающие документы собственников на недвижимость. Копии паспортов люди дают неохотно — приходилось объяснять практически каждому, что это законное требование, что документы используются только в пределах работы ТСН и хранение обеспечено сейфом. Собирали и согласие на обработку персональных данных.
Почему три МКД?
Собственники взяли на себя услуги только по ремонту и содержанию общего имущества. Преследуя единственную цель — фактическое освоение собираемых жителями средств и приведение в порядок инженерно-технических сетей. Организационный период выпал на время подготовки к отопительному сезону. Поэтому, хотя документально «Доверие» взяло на себя обязанности по предоставлению услуг и работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества с 1 октября 2015 года, действовать начали сразу, буквально на энтузиазме.
— Мы взялись за работы уже в августе-сентябре, понимая, что предстоит отопительный сезон, — говорит Галина Григорьевна. — Первые месяцы, пока не запустили платежи, они начались только с ноября, собирали целевые взносы с жителей и «кто сколько сможет». Готовы были на все, лишь бы начать работать, чтобы увидеть разницу между «было» и «стало». Чтобы реально улучшить условия проживания в наших домах.
Объединение домов произошло гармонично. Были предложения взять только дом №6, но с большей оплатой. Чем больше домов, тем больше средств, которые можно объединить. Правда, действовать здесь нужно в разумных пределах. Поэтому «Доверие» вынуждено отказывать желающим присоединиться.
Если начистоту, огромную роль играет менталитет жителей и не секрет, что есть дома, в которых квартиры выдавались массово, например, работникам одного предприятия. Так или иначе, правда это или кажущаяся закономерность, но в некоторых МКД жильцов «не прошибешь». Если еще и с инженерными сетями не повезло, надеяться на то, что придет тетя из соседнего дома и все проблемы разгребет своими руками, наверное, бесперспективно.
Что сделано?
Раньше в подвале, где сейчас располагается офис ТСН, жили бомжи. Когда однажды они вернулись, только и вымолвили: «Ничего себе». Придали вид апартаментов страшному помещению, пронизанному текущими трубами, на общественных началах.
— В нашем доме порядок навели, — рассказывает житель дома №11 Б Джамал Эльмурзаев. — В подвалах проревизированы трубы, с частичной их заменой, заменены и установлены краны. Не говоря уже о благоустройстве придомовой территории. С тем же тарифом стараемся сделать все, что нужно для успешного функционирования инфраструктуры многоэтажек. Благодаря тому, что у нас свой слесарь, электрик, вопросы решаются быстро.
Тариф на содержание и ремонт общего имущества оставлен прежний — 11 рублей 68 копеек. Но всего за полугодие работы здесь могут отчитаться не только за благоустройство. При непосредственном участии собственников высажены 32 дерева, 40 кустарников, сотни цветов. Неравнодушных в озеленении дворовой территории немало и среди них: Татьяна Карунина, Валерий Федосеев, Елена Леонтьева, Валентина Сучкова, Сергей Смаржевский и другие.
Выполнен монтаж освещения всех подвальных помещений, все входы в подъезды оборудованы светильниками с энергосберегающими лампами, проведена ревизия освещения площадок подъездов и установлены энергосберегающие лампочки. В связи с подготовкой жилого фонда к зимнему периоду выполнены необходимые работы по ремонту инженерно-сантехнических систем, в том числе, заменены общедомовые задвижки на горячее, холодное водоснабжение, отопление в домах №11А и 11Б. И это далеко не все.
Пути к согласию
Есть граждане, которые приходят и указывают на то, что им кажется неидеальным. Председатель пожимает плечами: «Вы управляющей компании по таким вопросам претензии предъявляли? Нет. Потому что Потому что туда надо идти и мало что может измениться. А тут рядом, весь негатив вылил и ушел».
Самым сложным в работе ТСН Галина Ханжина называет именно взаимодействие с людьми.
— Работу ТСН, даже за столь короткий срок — видно. И все-равно есть недовольные. Да и пускай будут, это нормально. Лишь бы своевременно оплачивали услуги. Есть у нас человек семь конкретных неплательщиков, долг которых на сегодня — почти 30 тысяч рублей, которые мы считаем свободными для вложений, но использовать не можем.
Среди законных способов воздействия на должников первыми председатель называет убеждения и уговоры. Ждут, как говорится, до последнего, как-никак, соседи. Уведомления о задолженности и обязанности ее погашения вручали на месте и дважды рассылали заказными письмами, но адресаты их игнорируют. В первый раз вернулось два письма из пяти, второй раз — все четыре. Придется действовать через суд. И даже человеческая мораль двухсот собственников не может повлиять на горстку неплательщиков.
Кто эти люди?
Интересна закономерность, что управляют товариществами именно женщины, к слову, в соседнем ТСЖ тоже женское руководство.
— У нас предполагалось избрать председателем молодого человека — Максима Шибанова, который, как раз и начинал движение. Мы знали, что он потянет, — объясняет председатель гендерное преимущество. — У нас штат сотрудников и со всех платежей зарплата, и то минимальная, занимает 60 процентов. Когда мы озвучили, что зарплата только 15 тысяч рублей — Максим просто не был на это согласен. Ведь мужчине нужно кормить семью. А откуда взять больше, если месячный 100-процентный сбор — 84 тысячи рублей.
Но среди членов правления мужчины есть. В составе правления — семь человек, включая председателя, которым пришлось собирать документы с нуля: Джамал Эльмурзаев, Антонина Шкурина, Людмила Рязанцева, Юрий Боровиков, Евгений Петрушов, Владимир Лебедев и незаменимый помощник-энтузиаст Надежда Анофрикова.
— Никто ведь не помогал, просто выуживали информацию. УК вообще отталкивалась от нас. Только благодаря людям, их настойчивости, смогли собрать всю документацию, — вспоминает Надежда Михайловна.
Какой штат?
В составе ТСН должны стопроцентно быть, по мнению «Доверия»: председатель, бухгалтер, дворник, уборщик подъездов, сантехник, электрик. Желательно, кроме председателя, еще одного человека, занимающегося организационной работой.
— Сейчас, например, вводят ГИС ЖКХ, чтобы процесс освоить нужно сосредоточиться. В это же время необходимо общение с людьми. Приходится разрываться, — констатирует Галина Ханжина и продолжает. — Конечно, предлагали работу прежде всего жителям наших домов, и вопрос был решен. А вот слесаря сложно было найти. Самое страшное у нас — это инженерно-технические сети. Три слесаря отказались, пройдя подъезды, прежде чем нашелся смелый и ответственный человек за нашу зарплату. Считаем, что с сотрудниками нам очень повезло.
Кстати, сама Галина Григорьевна всю трудовую жизнь, начиная с 1982 года, работала кадровиком. Так что опыт работы с людьми сыграл свою роль. К тому же, прежде чем организовать товарищество, она прошла соответствующую подготовку в Волгоградском учебно-курсовом комбинате.
Ближайшие планы
Первостепенная задача товарищества — продолжение ремонтных работ системы отопления и запуск общедомового счетчика отопления, установленного в доме №6. Прибор учета здесь уже установлен несколько лет назад, при капремонте, но в эксплуатацию введен не был.
— Вопрос очень серьезный для нас и мы благодарны, что замглавы администрации Городищенского района Сергей Сивоконь не отмахнулся «по-чиновничьи» от нашей просьбы о помощи. Нам очень важно показать людям выгоду работающего счетчика, — отмечает первостепенность задачи Галина Ханжина, — и потом уже говорить об установке таких приборов учета на еще двух наших домах. Также в планах отмостка и крыши.
Как видим, у ТСН есть вполне конкретные планы и пока кто-то борется за свой дом, рассылая письма в контролирующие инстанции и ждет, что за их тысячи рублей в год хоть что-то изменится, смельчаки берут ситуацию в собственные руки. Дело-то хозяйское.