Рабочая поездка председателя правительства РФ Дмитрия Медведева в Волгоградскую область была столь же стремительной, сколь и эффективной. В первую очередь, для региона.
Это – коллективный труд
Вначале Дмитрий Медведев посетил завод ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» и принял участие в церемонии начала пуско-наладочных работ комплекса глубокой переработки нефти. Это крупное и, самое главное, высокотехнологичное производство, с хорошими экологическими стандартами, что для жителей Волгоградской области имеет большое значение.
– Это большая работа, которая была проведена в короткие сроки, отметил Дмитрий Медведев. – Возникло, по сути, новое производство глубокой переработки вакуумного газойля мощностью 3,5 миллиона тонн, что является крупнейшим производством такого рода в стране. В конечном счете, это позволяет вывести глубину переработки нефти на комбинате до невиданных для нашей страны цифр — до 98-99 процентов, при том, что по стране у нас эти показатели пока существенно ниже.
Создание комплекса глубокой переработки вакуумного газойля стало пятым и самым крупным инвестиционным проектом, реализованным на волгоградском нефтеперерабатывающем заводе за последние несколько лет. В общей сложности собственник инвестировал в развитие волгоградской базы более 100 миллиардов рублей.
– Мы горды тем, что в этом году реализовали столь масштабный проект, — отметил глава компании «Лукойл» Вагит Алекперов. — Мы выполнили обязательства перед Правительством Российской Федерации в рамках четырехстороннего соглашения, наши заводы прошли комплексную модернизацию. Спасибо и вам, и Андрею Ивановичу Бочарову, потому что это коллективный труд, его невозможно совершить одной, отдельно взятой компанией. Это комплексный подход, чтобы нефтепереработка страны была самой современной, отвечала всем экологическим нормам и параметрам безопасности.
Затем состоялась рабочая встреча с губернатором Андреем Бочаровым, на которой были подняты актуальнейшие проблемы развития региона. И, в первую очередь, состояние волгоградских дорог. Премьер-министр своими глазами смог увидеть, в каком плачевном состоянии находится дорожное хозяйство региона, и оценил наши дороги как «убитые».
– Волгоградская область и сам Волгоград — это в данном случае тяжелая территория, дороги убитые, – сказал Дмитрий Медведев и тут же отметил, что нынешняя ситуация возникла не вдруг. – Это, конечно, накопленный результат недофинансирования на протяжении нескольких десятилетий.
Губернатор доложил о выполнении правительственного поручения, подготовить предложения по восстановлению дорог совместно с Минтрансом. Андрей Бочаров сообщил, что в настоящее время соответствующий план разработан, и средства на эти цели в объеме 1 млрд 200 млн рублей в ближайшее время будут направлены в область, на те объекты, которые определены как приоритетные. Среди приоритетов – восстановление дорог ко всем центральным усадьбам в районах и ремонт дорог ко всем сельским образовательным учреждениям.
– Мы себе поставили задачу, и в ближайшее время должны выйти на полное финансирование дорожной отрасли. Мы предложили план Министерству транспорта, и надеемся, что он будет утвержден в течение этого года, — заявил губернатор.
Надежды губернатора имеют под собой реальную основу. Здесь уместно вспомнить о благоприятных для Волгоградской области итогах селекторного совещания в Москве, которое как раз и было посвящено выработке мер по улучшению состояния региональных и муниципальных дорог. Андрей Бочаров выступил с докладом, в котором представил четкую программу по приведению в порядок опорных дорожных объектов области. Участники совещания поддержали предложения волгоградского губернатора о наращивании федеральной поддержки для восстановления транспортной инфраструктуры и приведения дорожной сети региона в нормативное состояние.
Ещё о трёх составных частях
Знаковой оказалась и встреча Дмитрия Медведева с предпринимателями, представителями среднего и малого бизнеса не только Волгоградской области, но и многих регионов страны. На ней с предельной ясностью и конкретностью были обрисованы позиции сторон – власти и бизнес-сообщества. Как выяснилось, ни в коем случае не антагонистов, но близких и дружественных партнёров в деле возрождения России.
В данном случае, примечательно, что столь представительное собрание произошло именно на волгоградской земле. Что свидетельствует о всё возрастающей роли нашего региона в социально-экономическом развитии всей России.
Дмитрий Медведев на встрече с предпринимателями во вступительном слове обозначил параметры предстоящего разговора, отметив, что от самочувствия бизнеса зависит экономическая ситуация в стране. Из чего следует, что задача государства заключается в том, чтобы по максимуму создать для бизнеса комфортные условия для работы, для развития, снять административные ограничения, которых в нашей стране ещё очень много.
– У нас бюрократические традиции глубочайшие, ещё со времён царя-батюшки, – заметил Дмитрий Медведев. – В этом смысле любой чиновник считает своим долгом, естественно, управлять. Но управлять нужно грамотно, управлять нужно так, как это и должно быть в XXI веке. И вот каким образом эту работу наладить, я бы тоже хотел от вас услышать, какие административные ограничения, вы считаете, являются в настоящий момент избыточными, какое регулирование нужно в настоящий момент сохранить – это ещё один набор вопросов.
Глава правительства напомнил о существующей и развивающейся системе мер государственной поддержки бизнеса, в связи с чем закономерно встает вопрос о том, какие меры поддержки сами предприниматели ожидают от государства, что в данной системе работает, а что нет.
И, наконец, третье, уже, можно сказать, традиционное направление разговора: каким образом снять излишние административные ограничения либо хотя бы понизить те же административные барьеры. Как видим, темы для бизнес-сообщества – мало сказать, актуальные. Они являются действительно жизненно необходимыми. Понятно, что выступления предпринимателей отличались эмоциональностью, откровенностью и максимальной конкретностью.
Заграница нам не поможет
Первым слово взял генеральный директор ОАО «Волгограднефтемаш» Александр Лазарев. Предприятие в этом году отмечает свой 75-летний юбилей. Главной задачей завода всегда было оснащение нефтеперерабатывающих заводов оборудованием. Сегодня практически все нефтеперерабатывающие заводы, многие месторождения оснащены волгоградским оборудованием. На предприятии трудятся пять тысяч человек.
И вот – парадокс. Нефтяные компании сегодня активно работают, развиваются, модернизируются. Казалось бы, в связи с этим должна возрасти нагрузка на нефтеперерабатывающие заводы. Однако, тот же «Волгограднефтемаш» работает вполсилы, как и другие аналогичные заводы страны.
– Проблема известна не только по нашей отрасли, – подчеркнул Александр Лазарев. – Новые технологии закупаются за рубежом, применяются проекты зарубежных лицензиаров, но с проектами приходят не российские требования, закладываются материалы не российские, оборудование не российское, а оборудование должно эксплуатироваться по российским нормам. И, таким образом, происходит серьёзная экспансия зарубежных производителей на российский рынок. При том, что многое из оборудования мы можем сделать сами.
Вдобавок, оттого плохо решаются и вопросы с импортозамещением, поскольку и металлургическая отрасль выбита из процесса по тем же причинам. Александр Лазарев предложил от лица всего сообщества, сотен организаций ввести экспертизу проектов, которые поступают на нашу территорию, с тем чтобы они соответствовали нашим нормам, чтобы можно было использовать там наши материалы, наше оборудование.
В своем ответе Дмитрий Медведев отметил, что защита рынка является сегодня одной из фундаментальных задач правительства, потому что, «если мы где-то имеем компетенции или нарастили за последние несколько лет, сейчас главное их не растерять».
– Вот мы всё твердим, твердим: «импортозамещение», – сказал Дмитрий Медведев. – Так оно появится только тогда, когда мы будем давать заказы своим – это понятно. Не скрою, я на самых разных совещаниях от представителей и очень крупного бизнеса, и просто крупного бизнеса слышал следующее: ну а как мы им это отдадим, если они этого делать не умеют? Но вы же никогда и не научитесь делать, если не отдавать, и получается замкнутый круг. Если всё время ориентироваться на иностранцев, то они с удовольствием будут включать свои технологические решения в наши проекты, и мы всё время будем сидеть на этой игле. С другой стороны, если мы не будем своих загружать, то и никогда эти компетенции не разовьются.
Дмитрий Медведев заявил, что против экспертизы у него нет никаких возражений, она в принципе действующими правилами предусмотрена.
– Я думаю, что поручение нужно сформулировать следующим образом: чтобы эта экспертиза была просто более строгой, – сказал глава правительства. – Вы понимаете, что экспертизу или проект всегда можно написать таким образом, что разместить заказ у нас будет невозможно. Мы знаем, каким образом такие решения пишутся, поэтому экспертиза, подходы должны быть более строгими. Давайте подумаем, какие нормы изменить. Я поручения по итогам сегодняшней встречи обязательно дам на эту тему.
Нам важны истории успеха!
Тему постоянно дорожающей электроэнергии, волнующую всех предпринимателей, а особенно тех, кто занимается энергоемкими производствами, поднял на встрече генеральный директор Волжского абразивного завода Сергей Костров. Кстати говоря, чуть раньше эту проблему обрисовал волгоградский губернатор Андрей Бочаров в беседе с главой правительства, о чем напомнил сам Дмитрий Медведев. Дело в том, что на территории Волгоградской области существует ряд предприятий, где в себестоимости единицы продукции энергетика имеет очень большую составляющую – доходит до непомерной цифры в 60 процентов. Это, прежде всего, предприятия нефтехимической отрасли, предприятия с высокой добавочной стоимостью. И, хотя буквально под боком расположена Волжская ГЭС – крупнейший источник электроэнергии – предприятия вынуждены покупать ее продукцию не напрямую, а на оптовом и спотовом рынках, где цена повышена многократно. Именно поэтому необходимо выработать единую методику определения цен при заключении прямых договоров с генерациями, которая бы учитывала, в том числе, энергоемкость производства. Однако решить проблему не удается много лет.
Дмитрий Медведев сообщил, что, по просьбе Андрея Бочарова, уже дано поручение в адрес профильного министерства, которое должно окончательно сформулировать позицию и доложить.
– Мы оценим ситуацию, поскольку она достаточно специфична для предприятий, у которых доля электроэнергии в себестоимости очень высока, – сказал Дмитрий Медведев.
Еще одна проблема, касающаяся энергоресурсов, была поднята генеральным директором компании «VOLGABUS» Алексеем Бакулиным, который попросил продлить программу поддержки развития транспорта на газомоторном топливе.
Данная программа показала свою эффективность в Волгоградской области. По инициативе губернатора Андрея Бочарова, достигнуты договоренности об участии региона в федеральной программе закупки ГМТ-автобусов, подписано соглашение о сотрудничестве с ООО «Газпром газомоторное топливо» по строительству специализированных заправок. В прошлом году на волгоградские маршруты направлены 58 газомоторных автобусов компании «VOLGABUS». Только что на линии региона вышли еще 72 автобуса большого класса, работающих на газомоторном топливе.
Таким образом, в течение двух лет парк пассажирских автотранспортных предприятий Волгограда и Волжского пополнили 130 автобусов среднего и большого классов, работающих на газомоторном топливе. Автобусы обслуживают не только внутригородские, но и внутриобластные маршруты. В общей сложности на их покупку направлены около 1,5 млрд руб. из федерального и областного бюджетов.
Эксплуатация автобусов на компримированном газе показала экономическую эффективность. Затраты на 1 км пробега по сравнению с дизельными аналогами в автотранспортных предприятиях Волгограда и Волжского снизились на 25%. Ежемесячная экономия при эксплуатации газомоторного автобуса при среднем пробеге 4000 км в месяц составляет 20 тыс. рублей. В годовом исчислении при эксплуатации 130 автобусов экономию финансовых средств можно оценить в 31 млн рублей.
Исходя из возможности возвращения к трехлетнему бюджетному планированию, премьер пообещал рассмотреть возможность введения мер поддержки автопрома на три года вместо одного.
В заключение встречи Дмитрий Медведев поблагодарил присутствующих и, в их лице, бизнес-сообщество вообще за всё, что они делают, развивая свои производства, вкладывая деньги, свои деньги в том числе, в весьма непростой экономической ситуации.
– Наша экономика ещё пока развивается, имеет довольно сложное наследие, именно идеологическое, – подчеркнул Дмитрий Медведев. – Нам очень важно, чтобы наши люди, обычные наши граждане воспринимали предпринимательский класс не как какой-то враждебный, а как людей, которые сделали успешную карьеру за счёт собственного труда, за счёт огромного количества сил. Иными словами, нам очень важны истории успеха, которые всегда, ежедневно демонстрирует бизнес. Только тогда мы сможем изменить и восприятие нашей страны, и ситуацию в экономике, в социальной сфере, когда профессия предпринимателя станет одной из самых уважаемых в стране. Можете не сомневаться, мы в Правительстве это понимаем.
Владимир Апаликов