27 апреля — день нотариата в России. Выбор праздничной даты связан с тем, что именно 27 апреля 1866 года император Александр II подписал «Положение о нотариальной части». Документ учредил должность нотариуса, а нотариат стал самостоятельным общественным институтом с единой структурой нотариальных палат.
В 2016 году исполняется не только 150 лет с этой даты. 30 лет назад в Городищенской нотариальной конторе было совершено первое нотариальное действие. Сегодня мы беседуем с нотариусом, совершившим это действие, тогда еще студенткой Ириной Николаевной Романовой.
Первопроходцы
— Первое нотариальное действие в Городищенской нотариальной конторе, тогда она была еще государственная, было совершено 13 октября 1986 года. Ранее здесь не существовала нотариальная контора, и наши граждане ездили в Дубовку, — начинает Ирина Николаевна ответ на вопрос о зарождении у нас нотариата.
— Вы говорите государственная?
— Тогда не было частнопрактикующих нотариусов, и меня назначили в район государственным нотариусом Городищенской государственной нотариальной конторы.
— Вы не местный житель?
— Из Волгограда. Приехала сюда еще студенткой третьего курса Саратовского юридического института. Раньше должность нотариуса не пользовалась спросом. Считалась, наверное, скучной работой. А мне, наоборот, понравилась. Всегда любила работать с документами. В то время совершалось мало нотариальных действий. И земля не была в собственности, и жилье, в основном, муниципальным. Чаще мы занимались оформлением наследства, которое состояло, как правило, из денежных вкладов, реже — автомашин.
— В каком году произошел поворот от государственного к частному?
— Основы о нотариате приняты в 1993 году. Как раз тогда разрешили открывать частные конторы. Для граждан частнопрактикующие нотариусы и государственные, в принципе, одно и тоже, потому что и тот и другой выступают от имени государства, руководствуясь одними и теми же законами, расценками.
— Тарифы нотариусов прописаны законом?
— Да, сами мы утверждать расценки не можем, а льготы, которые существуют для некоторых категорий граждан, применяются как в государственных нотариальных конторах, так и частными нотариусами. Хотя, например, в Волгоградской области сейчас нет ни одной государственной нотариальной конторы.
— Какими знаниями должен обладать нотариус?
— Обязательно должен иметь высшее юридическое образование, быть гражданином Российской Федерации, получить лицензию. Но и этого еще не достаточно. Нужно, чтобы имелась вакансия, на которую объявляется конкурс, который еще нужно выиграть.
— То есть, на определенной территории должно быть определенное их количество?
— Да, в каждом районе определяется количество нотариусов на начало года. Дополнительная единица вводится или сокращается обязательно решением Минюста.
— Сколько их в Городищенском районе?
— Два нотариуса.
Найти середину
— Что же вас привлекло в этой специальности?
— Изначально мне нравилось работать с документами. Еще когда училась в школе, нравилось писать так, чтобы было все четко и красиво. Я медленно пишу, а на уроках приходилось записывать быстро. Писала в школе на черновике, потом приходила домой и аккуратно переписывала, — смеется, вспоминая Ирина Николаевна. — Правила обводила в рамочки, чтобы было четко и понятно. И сейчас я никогда не поставлю свою подпись под документом с грамматической ошибкой или помарками. Документ должен быть не только юридически правильным, а еще и красивым.
— Знаю, что по вашим стопам пошла дочь.
— Татьяна работает у меня помощником. Когда вся жизнь проходит с документами на работе, естественно, дети видят это, сталкиваются с профессией с самого детства. Дочь, даже играя, рассаживала игрушки и зачитывала им какие-то договоры, печатала завещания, еще смутно понимая, что это такое. Когда Татьяна окончила школу, проблема выбора профессии перед ней не стояла.
— Сколько же сотрудников в нотариальной конторе?
— Трое работников, плюс помощник и я — пять человек.
— Много людей к вам обращаются?
— Когда стал развиваться рынок недвижимости — было много. После того, как для сделок с недвижимостью нотариальная форма стала не обязательной, — стало меньше. В то время мы, в основном, оформляли наследство, удостоверяли доверенности. Но жизнь показала, что, оформляя документы без нотариуса, можно больше потерять, чем сэкономить, поэтому граждане всё чаще стали обращаться за помощью к нотариусу.
— Сейчас на уровне государства стараются защитить интересы граждан, видя огромное количество нарушений, и направляют некоторые категории сделок непосредственно к вам. Я о том, что с января сделки с долями жилой недвижимости подлежат обязательному нотариальному удостоверению.
— Да, и когда отчуждается имущество, принадлежащее несовершеннолетнему, гражданину, признанному недееспособным или ограниченно дееспособным, а также при заключении сделок по продаже земельной доли. Ранее при оформлении таких сделок стороны предоставляли договоры в простой письменной форме в Росреестр, специалисты их проверяли и регистрировали сделку. Ныне проверять законность сделки обязан нотариус.
— Что самое сложное в вашей работе?
— … Работа с людьми всегда сложная, — отвечает Ирина Николаевна после долгой паузы, — потому что каждый приходит со своим характером, со своим настроением. Бывают люди разъяренные, озлобленные, особенно когда делят наследство. Главное — найти середину, построить работу так, чтобы все ушли довольными. И когда это получается — испытываешь радость от хорошо выполненной работы. Ведь чем нотариус отличается от судьи? Судья разрешает спор, а наша работа состоит именно в том, чтобы спор предотвратить.
— Поэтому фигура Фемиды с весами у меня всегда ассоциируется с работой нотариуса, а не конкретно с судом. Ведь именно нотариус все уравновешивает.
— Именно. Поэтому я не пошла в судьи, а могла. Там, какое бы решение судья не принял, одна сторона все равно чем-то недовольна.
Тонкости мастерства
— Чем занимается нотариус?
— Существует много видов нотариальных действий: удостоверение сделок, свидетельствование подлинности подписи на документах и многое другое. Самое основное в нашей работе — это оформление наследственных прав. Потому что это очень сложная процедура. Мы заводим наследственное дело, извещаем наследников. Делаем необходимые запросы в различные инстанции, потому что не всегда наследник может собрать необходимый пакет документов. Дается 6 месяцев, чтобы наследники написали заявление о принятии наследства или отказе от наследства, были собраны необходимые документы. По истечении 6 месяцев выдаем свидетельство о праве на наследство. В настоящее время, оформив договор или получив свидетельство о праве на наследство, граждане могут не ходить в регистрационный орган, за них это сделает нотариус. Свидетельство о государственной регистрации права на приобретенную недвижимость и другие документы можно получить в нотариальной конторе.
— У вас очень много документов, где они хранятся?
— Есть помещение под архив. Если нотариус слагает полномочия, архив передается либо другому нотариусу, либо в областной архив нотариальной палаты.
— Сейчас ведомства переходят на электронный вариант хранения документов. Но ведь сложно сказать, в каком варианте документы будут сохраннее. Какая система для вас более приемлема?
— У нас документы будут храниться в двух вариантах. Идет постепенное формирование электронного архива. Сейчас, когда мы удостоверяем брачные договоры, завещания и некоторые другие сделки, они хранятся и в электронном виде (мы их сканируем, отправляем в единый реестр), и в бумажном варианте. По поводу сохранности последних — существуют определенные требования к архивам, к нотариальным палатам и конторам: обязательна охранная и пожарная сигнализации, металлические шкафы и исключен доступ посторонних лиц.
— Вы говорите — брачные договоры, а много их вообще?
— Не очень. У нас люди боятся обращаться за брачным договором, считая: «мы же не собираемся разводиться». Брачный договор составляется не для того, чтобы супруги развелись, а чтобы определить их имущественный режим. Хотя граждане приходят, часто даже не зная, что за брачным договором. Например, муж хочет, чтобы купленная квартира принадлежала жене: «Хочу, — говорит, — подарить». Отвечаем, что подарить он не может, потому что это общее имущество. Если хотите, чтобы оно принадлежало супруге, нужно оформить брачный договор.
Еще один документ, к которому относятся предвзято — завещание. Почему-то считается, что оно делается только в старости. Хотя никто не застрахован от несчастного случая или болезни. Поэтому, чтобы избежать нежелательных последствий от раздела наследственного имущества, следует делать завещание заранее.
— Ведь завещание можно и изменить?
— Да, прийти к нам изменить или отменить. Право собственности при составлении завещания не переходит. Завещание вступает в силу только после смерти. Пока человек жив, никто из работников нотариальной конторы не имеет права разгласить не только содержание, но и факт наличия завещания. Это строжайшая тайна.
— На что сейчас стоит обратить внимание обычным людям, не совсем разбирающимся в юридических вопросах?
— Когда гражданин совершает сделку в простой письменной форме, он предоставлен сам себе. Ему напечатают договор такой, какой он скажет. Но ведь существуют другие варианты, о которых гражданин может не знать, но которые больше подходят к его жизненной ситуации. Нотариус же должен поговорить с людьми, учесть все пожелания сторон, ведь задача нотариата — защита прав граждан и юридических лиц. Нотариус проверяет дееспособность, выясняет намерения сторон, проверяет, не совершают ли граждане действия, которые в будущем могут быть направлены против них. Только после полной проверки законности нотариус совершает нотариальное действие.
Заповеди нотариуса:
1. Уважай свое министерство.
2. Воздержись, даже если самое маленькое сомнение делает неясным твои действия.
3. Воздавай должное правде.
4. Действуй осмотрительно.
5. Изучай с пристрастием.
6. Советуйся с честью.
7. Руководствуйся справедливостью.
8. Ограничивайся законом.
9. Работай с достоинством.
10. Помни о том, что твоя миссия направлена на то, чтобы не было споров между людьми.