Фермер Дмитрий Ткачев из Грачевского сельского поселения большую часть жизни провел в Волгограде. Окончил школу, политехнический университет по специальности «инженер автомобильного хозяйства», а потом переехал в дом своего деда.
Заниматься фермерством оказалось гораздо прибыльнее, чем работать по специальности.
Горожанин, по прошествии уже десятка лет, в деревенской жизни он видит только плюсы. Считает, что на селе можно устроить себе такой же комфорт, как и в городе, да еще и сэкономить на оплате за воду, газ, свет. Для отопления в его домовладении установлен собственный котел. Воздух чище, природа, тишина. До Волгограда каких-то тридцать километров. В общем, можно спокойно жить, трудиться и развивать свое небольшое предприятие.
Начинал работу с площади в один гектар. Поначалу даже своей техники не было, брал в аренду. Сейчас обрабатывает 25 гектаров, в парке хозяйства — три трактора «Беларус», Т-150 (маленький «Кировец») и вся техника, которая необходима для обработки земли. Основные культуры, на которых специализируется хозяйство — лук, морковь и свекла.
— Вообще, раньше каждый хутор специализировался на определенной культуре, — рассказывает Дмитрий Ткачев. — В Каменном выращивали картофель, ведущей культурой Грачей были томаты. Но помидоры требуют особого ухода. Одно время в нашем поселении выращивали картофель и огурцы, но в итоге мы сосредоточились на том, что пользуется наибольшим спросом.
Жаркий и засушливый 2010 год стал одним из самых продуктивных для хозяйства. Спрос на сельхозпродукцию вырос. Достаточно сказать, что цена на морковь достигала 20 рублей за килограмм. В этот период предприятие Ткачева сумело поправить свои финансовые дела. И прошедший 2015-й в памяти Дмитрия останется неплохим — с тоннами реализованной продукции, увеличивающимся спросом, рентабельным производством. Однако, что будет дальше в хозяйстве не загадывают. Максимальный срок, на который здесь что-то планируют — один год.
— В целом, ситуация, когда замещается продукция, которую можно вырастить в России, позитивно отразилась на нашем предприятии, — говорит Дмитрий. — Но импортными остаются семена, различные детали для капельного орошения, гербициды. Причем, с семенами интересная картина. В девяностых они были дешевле наших и по качеству лучше. Теперь на рынке импортные семена по более высокой цене, а по качеству они хуже отечественных. Российских очень мало и это касается практически всех овощных культур. Между тем, мы вынуждены покупать то, что в итоге дает более высокий урожай. Потребности покупателей тоже растут — они требуют определенный размер, цвет, форму. Интересно, что даже в магазинах не всегда встретишь такую продукцию, как у нас.
Подобные мысли — по поводу качества городищенских овощей, возникают всякий раз, когда бываешь в каком-нибудь хозяйстве района. По внешним данным, а наверняка, и по своему составу сельхозпродукция, выращенная местными фермерами, отнюдь не уступает, а то и превосходит качество овощей, присутствующих в магазинах. Но с торговыми сетями, за редким исключением, никто из мелких и средних сельхозпроизводителей не работает. Наша овощная продукция идет куда угодно — в Сибирь, за Урал, на Дальний Восток, в Москву и Санкт-Петербург, но не в местные супермаркеты. По объективным и субъективным причинам. Например, такое небольшое хозяйство как у Дмитрия Ткачева просто «не потянет» объемы, необходимые для торговой сети. Ему еще предстоит расти, наращивать производство, набираться опыта.
К тому же год на год не приходится. Бывает, что продукция не расходится, приходится держать ее на складе, дожидаясь хорошей цены. Случается непогода, когда вымерзает до половины всей выращенной продукции. Так что, приходится искать разумный баланс между затратами и расходами, дополнительные финансовые источники для поддержки сельхозпроизводства. Таким подспорьем служат дальние, большегрузные перевозки, которыми занимается брат Юрий.
— Порою средства, заработанные в поле, вкладываем в ремонт и запчасти, но чаще наоборот, — рассказывает Юрий. — Перевозки хорошо поддерживают наше семейное предприятие. Когда все уходит на удобрения, «каплю», семена, денег практически не остается, мы знаем, что в период от уборки до начала посевной сможем заработать на перевозках.
Из-за ужесточения миграционных правил набирать иностранных рабочих в будущем году планируют вдвое меньше, чем обычно. Ткачевы были бы рады механизировать производственный процесс, тем более, что, в целом, стараются работать, соблюдать агротехнологии, борются за качество продукции, но цены на технику для таких небольших хозяйств как у Дмитрия Ткачева, остаются довольно высокими.
— Для того, чтобы механизировать процесс, мне нужно обрабатывать раз в пять больше земли, — поясняет он. — Тогда техника окупится. Сейчас одна сеялка стоит миллион с лишним. Поэтому обходимся минимальным набором техники. Но это со временем можно решить. Больше волнуют проблемы с водой. Местная оросительная система устарела и не рассчитана на сегодняшние объемы поливов. Мы на своих полях составили определенный график и поливаем через день. Но все равно оросительная система требует модернизации. А, в целом, работать можно. Правда, чтобы планировать производство, нужна хорошая цена и стабильный спрос.
Пока Дмитрий Ткачев настроен оптимистично. Главное — цена реализуемой продукции не должна быть ниже ее себестоимости. А в перспективе, если хозяйство будет также стабильно развиваться еще несколько лет, можно будет подумать о расширении площадей.