В России День матери отмечается сравнительно недавно — с 1998 года — в последнее воскресенье ноября. Традиция празднования прижилась, в этот день принято отдавать дань непростому материнскому труду по воспитанию детей. В Городищенском районе живут много женщин, которые успевают не только воспитывать детей, но и добиваться успеха в профессиональной сфере. Одна из них — преподаватель городищенской детской школы искусств Наиля Рашидовна Тригубенко.
— Многие жители района знают вас, прежде всего, как профессионального музыканта, радующего своими музыкальными номерами слушателей на концертах, праздниках, юбилеях, но ведь вы еще и многодетная, по нынешним временам, мама?
— Да у меня трое детей, но они уже взрослые. Старшей дочери 25 лет, она закончила университет и работает, сын недавно вернулся из армии и учится. Младшая тоже обучается по классу скрипки в волгоградском институте культуры и искусства.
— Есть кому передать эстафету?
— У нее абсолютный слух, думаю, что хороший музыкант из нее получится.
— А вы сами когда первый раз взяли в руки скрипку?
— Мы жили в Душанбе. Мама привела меня записываться в музыкальную школу, преподаватели попросили спеть песенку, остались довольны — я спела чисто, посоветовали скрипку. Потом были семь лет учебы в музыкальной школе, четыре года — в училище искусств и пять — в институте искусства и культуры. Во всех учебных заведениях педагоги были очень сильные. Достаточно сказать, что моя преподавательница в свое время училась у Давида Ойстраха. После окончания учебного заведения я преподавала в школе, играла в оркестре, но потом наступил 1989 год, и пришлось уехать в Россию. В Волгограде мы уже 26 лет, десять из которых я работаю в городищенской детской школе искусств.
— За это время вы уже неоднократно становились лауреатом всероссийских конкурсов исполнительского мастерства среди преподавателей детских музыкальных школ, а ваши воспитанницы играют в составе Волгоградского детского симфонического оркестра.
— И гастролируют с концертами за рубежом. Галя Кременецкая даже сыграла соло произведение Ж. Массне «Размышление» в Чехии. Она — одна из лучших не только в школе, но и оркестре. Вместе с Лилей Хлыновой ей предложили выступить с одним из зарубежных студенческих оркестров, который приедет в Волгоград в декабре. В составе детского симфонического оркестра играют мои ученицы Лиля Заруйкина и Полина Рублева. У нас здесь образовался свой коллектив, которым мы исполняем не только классические произведения, но и музыку из кинофильмов. Детям очень нравится.
— При этом вы еще успеваете работать в составе оркестра «Царицынской оперы».
— Там приходится исполнять сложные классические произведения, но это тоже работа в удовольствие. Вообще, музыканты — это люди, которые учатся всю жизнь. Поэтому, когда встречаешься с каким-то сложным музыкальным произведением, нужно приложить немало сил, чтобы оно звучало легко и непринужденно.
— А как вы подбираете репертуар для своих сольных выступлений?
— По сути, это музыка для души, обычно я долго выбираю произведение — важно, чтобы оно мне нравилось, тогда я смогу исполнить его с душой. Как правило, люди на таких праздниках удивляются, что скрипка звучит как-то иначе, непривычно. Это не мудрено, ведь это уже эстрадная музыка и даже рок. Мне нравится музыка Тиграна Петросяна, Эннио Морриконе, Давида Гаррета. Из классики — Моцарт, Сен-Санс, Дворжак. Интересно, что ноты далеко не всех произведений можно найти в интернете, поэтому порою приходится «снимать» музыку на слух, а потом уже расписывать ее по нотам.
— Наверное, ваши дети тоже росли в музыкальной атмосфере?
— Но я их никогда не заставляла заниматься музыкой. Хотя музыка очень благотворно сказывается на развитии каждого человека, скрипка в этом отношении, наверное, один из сложнейших инструментов. Если у ребенка нет абсолютного слуха, то не стоит его мучить, пусть лучше поменяет инструмент или вообще займется спортом. Но для меня звук скрипки остается волшебным и удивительно, почему ее звук так трогает души людей.